Практически все молодые и неопытные предприниматели сталкиваются с ситуациями, когда их компания перестает приносить ощутимую прибыль, из-за чего появляются задолженности по кредитам, просрочки по уплате налогов, становится все сложнее своевременно выплачивать заработную плату персоналу, а поставщики перестают сотрудничать, так как их не устраивают цены.

Выходом из данной ситуации становится антикризисное управление предприятием, направленное на ликвидацию финансовой составляющей и повышение эффективности работы компании.

Антикризисное управление предприятием

Кризисные факторы

Ситуация кризиса в компании возникает при резком обострении внутриорганизационных процессов и потере платежеспособности организации, вследствие чего руководитель вынужден объявлять о банкротстве. Опытный антикризисный менеджмент понимает, что существует масса причин и факторов, влияющих на сложившуюся ситуацию. Все их условно можно разделить на две категории:

  • внешние (никак не зависят от функционирования компании);
  • внутренние (напрямую зависят от функционирования компании).

Внешние, в свою очередь, делятся на социально экономические, рыночные и прочие. К первым можно отнести:

  • инфляцию;
  • налоговую систему;
  • падение национальной валюты.

Среди рыночных выделяют:

  • монополизм на рынке;
  • низкую емкость внутреннего рынка;
  • нестабильные поставки продукции.

Прочие включают в себя:

  • политическую нестабильность;
  • серьезные природные катаклизмы;
  • резкое возрастание криминальной составляющей.

При этом внутренние факторы могут быть управленческими, производственными и рыночными. К первым можно отнести:

  • увеличение риска в коммерческом плане;
  • отсутствие опыта в анализе конъюнктурной рыночной составляющей;
  • непродуктивный финансовый менеджмент.

Среди производственных выделяют:

  • отсутствие единства предприятия в качестве имущественной структуры;
  • неактуальные основные фонды;
  • минимальная трудовая производительность.

Рыночные включают в себя:

  • недостаточную конкурентоспособность товаров или услуг;
  • зависимость лишь от определенной целевой аудитории.

Сущность антикризисного управления

Антикризисное управление — это управление, которое в последнее время стало пользоваться популярностью среди российских предпринимателей. Практически всегда под ним подразумевается управление организации в условиях экономического кризиса. Некоторые утверждают, что речь идет об управлении фирмой, находящейся на грани банкротства.

Грамотный антикризисный управляющий понимает, что вышеописанная методика управления отличается комплексным, системным характером и направлена на то, чтобы предотвратить или полностью ликвидировать неблагоприятные для бизнеса явления. Для этого на сто процентов используется потенциал менеджмента, разрабатываются специальные стратегические программы и со временем действительно удается избавиться от временных затруднений, закрепить свои позиции на рынке и даже стать лидером в своей области.

Цели и задачи

Антикризисная стратегия подразумевает необходимость выполнения следующей цели: обеспечить прочное положение компании и достичь стабильности и устойчивости в финансовом плане. Квалифицированный кризис менеджмент должен справиться со следующими задачами:

  • спрогнозировать кризис и адекватно подготовиться к его последствиям;
  • создать максимум препятствий для наиболее деструктивных факторов;
  • управлять динамикой кризисного развития (поспособствовать ускорению, замедлению, смягчению, усилению и так далее);
  • сделать все возможное для обеспечения жизнедеятельности организации в состоянии кризиса;
  • ослабить негативные кризисные последствия;
  • использовать факторы и кризисные последствия для развития компании.

Абсолютно во всех процессах есть свои объекты и субъекты. Не стало исключением антикризисное управление. Объект – это структуры по типу организаций и предприятий как частного, так и государственного характера. В качестве субъектов выступают собственники предприятия, руководители, кредиторы и так далее.

Диагностика кризисов в организации

Грамотная тактика выхода из кризисного положения подразумевает необходимость диагностики этих самых кризисов. Речь идет о совокупности методов, главная задача которых – выявить проблемные, слабые и «узкие» места в управленческой системе, из-за которых компания пребывает в неблагополучном финансовом состоянии, а ее прибыль лишь уменьшается.

Также под диагностикой понимается оценка организационной деятельности для того, чтобы получить общий управленческий эффект.

Диагностика финансового состояния предприятия подразумевает необходимость мониторинга внешней среды и системного анализа сигналов о вероятных изменениях в статусе фирмы.

Дополнительно проводится аудит состояния в финансовом плане, проверяется кредитная политика и задолженность компании, определяются риски. Помимо всего прочего, выполняется анализ и оценка конкурентных преимуществ организации, прогнозируется ее состояние в ближайшем будущем.

Основные методы их преодоления

При кризисном состоянии основная задача заключается в сокращении одних затрат и увеличении других, благодаря которым компания наконец-то выйдет на прибыль. Очень важно добиться быстрого притока финансов в организацию. САМРО Ассоциация антикризисных управляющих, например, рекомендует использовать эффективные методы, которые обязательно позволят преодолеть кризис и нормализовать финансовое положение. В срочном порядке необходимо:

  • сократить затраты;
  • добиться увеличения поступления денежных средств в предприятие;
  • провести реструктуризацию кредиторской задолженности;
  • определить, по какой стратегии организация будет двигаться в дальнейшем;
  • провести реорганизацию и реструктуризацию фирмы.

Порядок действий

Квалифицированный менеджер, занимающийся антикризисным управлением, понимает, что порядок действий в данном случае подразумевает несколько этапов.

Например, сначала определяется антикризисный эпицентр. Часто предприниматели сталкиваются с неконтролируемым ростом затрат в плане производства, ухудшением качества товаров, несоблюдением договорных отношений и так далее. Если получится максимально точно определить эпицентр кризиса, появится почва для разработки дальнейших эффективных мероприятий.

На втором этапе проводится работа с персоналом. Речь идет о важнейшей составляющей, когда затрагивается тема антикризисного управления:

  • Пересматривается штатное расписание, формируются новые должностные инструкции, рекомендуется уволить сотрудников, занимающихся выполнением незначительных операций.
  • Абсолютно весь коллектив вводится в курс дела. Руководителю стоит сообщить о реальном положении дел в компании. Из-за отсутствия информации обстановка будет дестабилизирована.
  • Заново проводится обучение сотрудников. В этом хорошо помогут курсы, на которых рассказывается о кризисных условиях и требованиях.

Третий этап направлен на то, чтобы максимально снизить затраты. Естественно, подобное снижение должно быть взвешенным и грамотном. Вряд ли получится наладить ситуацию, если данный этап оказывает негативное влияние на уровень качества выпускаемой продукции или предоставления услуг. Обычно снизить затраты удается благодаря:

  • снижению расходов в материальном плане (заключаются договора с локальными поставщиками, покупается бюджетное сырье и комплектующие, применяются ресурсосберегающие технологии);
  • уменьшению финансирования, связанного с научно-исследовательскими разработками;
  • сокращению заработной платы сотрудникам;
  • регулированию ассортимента.

Четвертый этап призван стимулировать продажи. Существует множество разных способов стимулирования продаж. Все они напрямую зависят от того, какой именно деятельностью занимается компания. Если речь идет о торговых предприятиях, то можно привлечь клиентов распродажами и акциями. Если же стимулируются продажи предприятия-производителя, то рассылаются коммерческие предложения, выдаются скидочные карты, используется crm-система, чтобы быстрее обрабатывать клиентские заявки.

На пятом этапе оптимизируется денежный поток. Делается это засчет эффективных мероприятий. Речь идет о:

  • ежедневной сверки баланса наличия финансов;
  • формировании платежного реестра;
  • повышении внереализационных доходов благодаря продаже оборудования, которое не используется;
  • скидках клиентам, покупающим продукцию наличными.

Шестой этап считается последним и заключается в реструктуризации кредиторской задолженности. В данном случае рекомендуется уступить дебиторскую задолженность кредиторам компании. Главное преимущество этого способа состоит в снижении затрат на обслуживание кредиторки. Также не стоит забывать о:

  • рассрочке;
  • погашении долга взамен на ценные бумаги;
  • списании задолженности.

Таким образом, антикризисное управление направлено на выявление скрытого потенциала компаний в наиболее сложный период их деятельности – когда не хватает финансов. Именно благодаря сформированному плану и определенной стратегии получается преодолеть кризис и выйти в хорошую прибыль.

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам кредитов, долгов и банкротства, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 110-71-84

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 407-15-68

Также вы можете задать вопрос онлайн-консультанту:

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам кредитов, долгов и банкротства, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 110-71-84

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 407-15-68

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Нажимая на кнопку «Отправить комментарий» вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных.

Please enter your name here