Анатолий Самохин
Автор статьи
Анатолий Самохин
Консультант по юридическим вопросам, эксперт сайта. Окончил Юридический факультет СПбГУ по специальности Юриспруденция. Более 20 лет опыта работы финансовым юристом.
Время чтения: 3 минут(ы)

В условиях сложностей в экономике количество людей, задолжавших банкам и МФО, сильно возросло. Самостоятельно заниматься проблемными клиентами финансовые организации не хотят и не могут, поэтому за определенное вознаграждение они поручают взыскание долгов коллекторским агентствам, а те не церемонятся в выборе средств. Но у должника есть не только обязанности, но и права. Поэтому стоит знать, как бороться с коллекторами и кому на них можно пожаловаться.

Как бороться с коллекторами?

Кто такие коллекторы и как они работают?

Коллекторские агентства – это юридические лица, которых кредиторы привлекают к взысканию просроченной задолженности за вознаграждение. Согласно действующему законодательству, такие компании обязательно должны быть внесены в государственный реестр, в противном случае вести работы по взысканию задолженностей они не имеют права.

В процессе своей работы коллекторы могут:

  • созваниваться с должником и общаться с ним посредством смс;
  • направлять на е-мэйл и по почте письма-уведомления о наличии долга;
  • встречаться с должником в порядке, установленном законом;
  • разъяснять ему последствия невозврата долга;
  • осуществлять совместный с клиентом поиск выхода из сложившейся ситуации.
Обращаться в суд коллекторы могут только в случае, если долг передан им по договору цессии. Когда кредитор работает с взыскателями по агентскому договору, такого права у них нет.

Как общаться с коллекторами, если вы должник: советы юриста

Если коллекторы настойчиво беспокоят, стоит прислушаться к советам юристов. Вот их рекомендации в отношении того, как себя вести.

По телефону нужно общаться спокойно. Надо попросить коллектора представиться и сообщить контакты его работодателя, чтобы проверить информацию. Желательно приобрести диктофон и записывать все разговоры.

Оправдываться перед взыскателями бесполезно: чужие проблемы их не волнуют. Необходимо держаться официально и уверенно. Если психологическое давление продолжается, лучше просто повесить трубку, предупредив о записи беседы.

Как бороться с коллекторами, если вы не должник?

Еще один важный вопрос — как бороться с коллекторами, если вы не должник. Иногда в такие агентства попадают телефоны людей, никогда не бравших кредит.

Чтобы прекратить телефонные атаки, надо составить письменное обращение в компанию и официально передать его взыскателям. Если звонки продолжаются, можно обращаться в полицию и в суд.

Есть люди, которым поступают звонки по чужому долгу. Если должник не выходит на контакт, коллекторы часто звонят его родным и знакомым. Избавиться от назойливых собеседников поможет официальное письмо о том, что человек не поддерживает контактов с должником, не знает о его местонахождении и не желает общаться с взыскателями. Такое письмо коллекторам вручают под подпись или направляют почтой с уведомлением. В случае продолжения телефонного террора стоит обратиться в суд с просьбой о компенсации морального вреда.

Что делать, если коллекторы угрожают?

Ситуации, когда коллекторы угрожают должнику, возникают довольно часто. Прав у них не так много, и психологическое давление – их главный рычаг воздействия на человека. Прежде всего надо стараться не терять контроль над собой и ничего не бояться. Вот несколько советов, которые помогут противостоять взыскателям:

  1. Вести разговор с коллекторами нужно спокойно. Стоит сразу дать им понять, что человек знает про долг и не собирается скрываться от кредиторов, но в данный момент у него нет возможности найти деньги. Угрожать из-за этого никто не имеет права.
  2. Любые угрозы или незаконные выпады в адрес должника необходимо фиксировать на диктофон, фото или видео. Это поможет защитить себя, если придется обращаться в компетентные органы. Перед началом разговора лучше предупредить коллекторов, что он записывается: это умерит их пыл.
  3. Когда взыскатели приезжают к должнику домой, тот не обязан их пускать. Если все же встреча состоялась, надо обязательно требовать документы, подтверждающие их полномочия. В числе таких документов – копия агентского договора, лицензии, согласия на обработку данных, а также расчет суммы долга. Так можно выиграть время и продемонстрировать свою грамотность.
Человек сам решает, какую линию поведения ему выбрать. Он может признавать долг и просить отсрочку, требовать судебного разбирательства или вообще отказываться от общения по истечении установленного законом срока.

Куда жаловаться на коллекторов?

За звонки

На любые противоправные действия взыскателей стоит жаловаться в полицию и прокуратуру. Еще один вариант – обратиться в Роспотребнадзор. К заявлению необходимо приложить подтверждающие материалы.

За звонки в неурочное время можно написать жалобу руководству агентства. Правда, это работает только в случае, если компания дорожит своей репутацией. Если организация входит в ассоциацию коллекторских агентств НАПКА, стоит обратиться именно туда.

Если звонят по чужому кредиту

Когда звонят по чужому кредиту, желательно зафиксировать данные банка, должника и взыскателей. После этого надо написать в банк и коллекторам письма с уведомлением, в которых потребовать прекращения звонков. Если ничего не помогает, можно обратиться в полицию с заявлением о вымогательстве.

Таким образом, бороться с коллекторами, превышающими полномочия, можно и нужно. Главное – не бояться и не падать духом, а изучать и отстаивать свои права.

Вам помогла эта статья? Будем благодарны за оценку:
1 0