Нередко людям, обладающим задолженностями по потребительским кредитам, приходится иметь дело с коллекторскими агентствами (КА). Несмотря на то, что деятельность коллекторов на территории РФ развернулась более 15 лет назад, на законодательном уровне работа взыскателей начала регулироваться не так давно. Поэтому лишь немногим гражданам известно, что делать, если коллекторы угрожают.

Что делать, если коллекторы угрожают?

Кто такие коллекторы, и какие методы работы они используют?

Деятельность коллекторских организаций регулируется ФЗ от 03.07.2016 г. №230 «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», однако последние изменения в статьи закона были внесены уже 1-го января 2018 г.

Согласно действующему законодательству заниматься указанным видом деятельности могут лишь организации, чьи данные внесены в реестр юридических лиц, выполняющих функцию возврата просроченных денежных средств.

Коллекторами являются сотрудники КА, чья цель – взыскание долгов, выкупленных у кредитора.

Как правило, коллекторами становятся лица с психологическим, юридическим, финансовым образованием или со специальностью аналитика.

Деятельность этих сотрудников не может выходить за рамки закона, а основными законными методами работы являются следующие способы взаимодействия:

  • звонки задолжнику в определенное время суток и отправка смс-сообщений;
  • личные встречи с лицом, имеющим задолженность (не чаще 1 раза в неделю);
  • обращение в суд с целью обязать неплательщика погасить долг в порядке, установленным законодательством.

Стоит помнить, что если в договоре кредитования отсутствует пункт о привлечении сторонних компаний в случае невыполнения обязательств заемщиком, взаимодействовать с должником коллекторские агентства не могут. Если указанный пункт приведен в договоре, то финансовое учреждение обязано уведомить своего клиента о передаче его долга соответствующей организации.

Что делать, если угрожают коллекторы?

Коллекторы не имеют законных оснований для угроз неплательщика, поэтому изначально стоит подготовиться к фиксированию неправомерных действий взыскателей.

По телефону

В установленном порядке представители КА могут звонить должнику с 8 утра до 10 вечера, в выходные и праздничные дни – с 9 утра до 8 вечера. Звонки могут поступать не чаще 1 раза в день, 2 раз в течение недели и 8 раз в месяц. При этом сотрудники КА по новым изменениям закона 2018 года не имеют право звонить со скрытых номеров.

При первом звонке неплательщику взыскатель обязан представиться и сообщить название компании, чьи интересы он представляет.

Если коллекторы звонят и угрожают расправой или же звонки поступают намного чаще, чем установлено законодательством, то рекомендуется:

  • вести запись всех телефонных разговоров с представителями КА, а перед началом диалога с коллектором предупредить его о фиксировании беседы;
  • изучить законодательную базу, которую может нарушить сотрудник организации (например, стоит ознакомиться с такими статьями как ст. 119 УК РФ «Угроза жизни и причинении вреда», ст. 163 УК РФ «Вымогательство», ст. 137 УК РФ о незаконном собирании или распространении персональных сведений);
  • повесить трубку, если коллектор отказался сообщить свое имя, название и адрес КА.

По смс

Так же как и в ситуации со звонками, коллекторы не вправе направлять сообщения неплательщику со скрытых номеров. При этом основные действия заемщиков должны заключаться в сохранении смс с угрозами в памяти мобильного устройства — это позволит защитить свои права в суде.

Родственникам должника

Важно знать, что представители КА не имеют права взаимодействовать с родственниками заемщика. Исключением являются случаи, когда родственник выступает в роли поручителя или его номер указан в качестве контактного телефона в анкете, заявке или кредитном договоре.

Если угрозы поступили в сторону членов семьи, стоит сразу обратиться в полицию, поскольку подобные действия со стороны коллекторов рассматриваются как уголовно наказуемые.

За чужой кредит

Чаще всего коллекторы требуют вернуть долг у лиц, непричастных к этой ситуации, когда неплательщик сменил номер, а старый телефон перешел новому обладателю. В таком случае следует:

  • Предупредить коллектора о том, что он звонит не должнику, а также сообщить дату перехода на указанный номер телефона со своим полным именем. При этом стоит вести запись разговора, в ходе которого сообщить сотруднику о том, что если звонки поступят повторно, то Вы обратитесь в соответствующие инстанции.
  • Обратиться в банк, у которого был выкуплен долг, с целью получения справки о непричастности к долгу и направить документ в КА.
  • Пожаловаться на телефонное хулиганство в соответствующие органы (полицию, суд, телефонному оператору).

Куда обратиться?

Заемщик, даже если он задолжал большие суммы, не должен подвергаться физическому или психологическому воздействую со стороны коллекторов. Поэтому в случае получения угроз от коллекторов гражданин может обратиться в:

  • Управление Роспотребнадзора (этими вопросами занимается отдел защиты прав потребителей, который в случае принятия жалобы должен устроить проверку в отношении КА с возможным привлечением последнего к ответственности);
  • Прокуратуру или суд в случае возникновения фактов угроз, вымогательства или иных неправомерных действий со стороны КА;
  • Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) в случае угроз или психологического давления.

Таким образом, при общении с коллекторами стоит знать и помнить о своих правах, которые защищает государство. Однако заемщикам рекомендуется сразу выходить на диалог с банками в случае возникновения проблем с погашением платежей — в таком случае финансовые организации могут пойти на встречу и предоставить отсрочку, не доводя дело до КА.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your name here
Please enter your comment!
Нажимая на кнопку «Отправить комментарий» вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных.