В нашей стране многие граждане «погрязли» в кредитах. Не всегда и не все исправно погашают свои долги перед кредиторами, а у кого-то даже образуются огромные задолженности. В таких случаях на помощь финансовым организациям приходят коллекторы – специалисты, профессионально занимающиеся взысканием долгов. Их деятельность регулируется специальным законодательным актом.

О том, что собой представляет закон 230-ФЗ о коллекторах, мы сегодня и поговорим.

Закон 230-ФЗ о коллекторах

Закон ФЗ-230 о коллекторской деятельности

Часто граждане жаловались на произвол, повреждение имущества, оскорбления и другие противоправные действия, производимые работниками коллекторских агентств, поэтом федеральный закон ФЗ-230 был принят с целью урегулирования действий коллекторов, а также исключения угроз и физического давление в отношении неплательщиков.

О чем этот закон?

Закон №230 о коллекторах от 03.07.2016 года был принят для того, чтобы защитить права и интересы граждан, у которых имеется просроченная задолженность перед кредиторами.

Через этот законодательный акт осуществляется правовое регулирование действий, направленных на возврат долга.

В целом закон определяет:

  • лиц, имеющих право на осуществление деятельности по возврату долгов;
  • допустимые и запрещенные методы работы с должниками;
  • частоту применения методов взаимодействия;
  • порядок общения с родственниками должника.

Так, ст. 3 ФЗ-230 посвящена правовому регулированию деятельности, направленной на возврат долга. В круг таких актов входит Гражданский Кодекс РФ, сам закон №230-ФЗ и другие нормативные документы. Также в статье указано, на какие отношения данный закон не распространяется (судопроизводство, банкротство, нотариат и др.).

В ст. 7 ФЗ-230 говорится об условиях осуществления отдельных способов взаимодействия с должником. Например, коллекторам запрещено проводить личные встречи или телефонные переговоры с лицами, находящимися на излечении в стационаре, инвалидами первой группы или несовершеннолетними (не эмансипированными) гражданами.

Также установлено правило, по которому кредитор обязан уведомить неплательщика о привлечении третьего лица (коллектора) в качестве меры борьбы с задолженностью (ст. 9 ФЗ-230).

Где посмотреть официальный текст?

С актуальной версией документа вы можете ознакомиться на популярном правовом портале «КонсультантПлюс», воспользовавшись следующей ссылкой: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200497

На что по закону имеют право коллекторы?

После принятия законопроекта, права коллекторов по новому закону были существленно ограничены.

Если раньше взыскатели могли звонить и писать должникам (а также их родным) в любой день и время суток, то теперь для подобных действий установлены определенные правила.

Согласно вышеупомянутому закону коллекторам разрешено:

  • осуществлять непосредственное взаимодействие с неплательщиками: проводить встречи и вести телефонные переговоры;
  • отправлять телеграфные сообщения, а также сообщения в виде текста или голосовой записи;
  • направлять почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника.
Все другие способы взаимодействия коллектора с должником могут использоваться только при наличии письменного соглашения между неплательщиком и кредитором.

Также новым законом введены ограничения по телефонным звонкам должникам. Теперь коллекторские конторы не могут звонить заемщикам в ночное время (с 10 вечера до 8 утра в будние дни и с 8 вечера до 9 утра в выходные).

При этом количество поступающих звонков также строго регламентировано:

  • не более 2 раз в сутки;
  • не более 4 раз в неделю;
  • не более 16 раз в месяц.

Если взыскатели превышают установленные нормы, то должник может подать на такую контору в суд. Это правило действует и в отношении звонков родственникам неплательщика – звонить им вовсе запрещено.

Ограничение распространяется и на количество личных встреч: не чаще 1 раза в день, не более 2 раз в неделю и 8 раз в месяц.

Что по новому закону запрещено коллекторам?

Согласно действующему закону о коллекторах с 1 января 2017, коллекторы не имеют права:

  • использовать угрозы;
  • портить имущество должника;
  • применять физическую силу к человеку;
  • вводить в заблуждение;
  • раскрывать секретную информацию третьим лицам и распространять личные данные должника;
  • унижать честь и достоинство должника;
  • взаимодействовать с лицами, перечисленными в статье 7 закона;
  • завышать размер установленного долга в письмах с требованием о выплате.
Коллекторские агентства не вправе обращаться к должнику банка, если в договоре на кредит отсутствует конкретный пункт, разрешающий привлекать сторонние организации.

Также обязательным условием является уведомление заемщика банком о том, что его дело передано коллекторам.

Когда сотрудник агентства начинает общение с неплательщиком, он обязан представиться и сообщить свои личные данные, а также сведения об организации, в которой он работает. А если коллектор нарушает правила взаимодействия и, например, звонит в ночное время суток, должник вправе подать на него жалобу.

Жаловаться можно сразу в несколько инстанций, в том числе в:

  • прокуратуру;
  • Роспотребнадзор;
  • полицию;
  • суд.

В заключение следует отметить, что по истечении определенного срока (четырех месяцев с момента возникновения просрочки для большинства заемщиков) должник вправе отказаться от общения со взыскателями, подав соответствующее заявление. В таком случае взаимодействовать с неплательщиком коллекторы будут не вправе, а их любое действие может быть оспорено в установленном законом порядке.

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам кредитов, долгов и банкротства, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 110-71-84

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 407-15-68

Также вы можете задать вопрос онлайн-консультанту:

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам кредитов, долгов и банкротства, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 110-71-84

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 407-15-68

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Нажимая на кнопку «Отправить комментарий» вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных.

Please enter your name here