Российское законодательство предоставляет всем заинтересованным лицам право на обжалование действий различных госорганов, в том числе и органов ФССП РФ. Но чтобы подача жалобы быстро принесла нужный результат (особенно в случае ареста счета или имущества), крайне важно сделать это правильно.

В этой статье мы расскажем о процедуре обжалования действий судебного пристава-исполнителя, а также выясним, как себя нужно вести в случае его бездействия.

Обжалование действий судебного пристава-исполнителя

Кому жаловаться на судебных приставов?

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 ФЗ «О судебных приставах» при наличии соответствующих оснований постановления и действия (бездействие) сотрудника ФССП могут быть обжалованы при обращении к вышестоящему должностному лицу или в суд. Оспорить можно любое незаконное действие пристава, в том числе по алиментам, кредитным задолженностям и штрафам ГИБДД

В пункте 1 статьи 121 ФЗ «Об исполнительном производстве» сказано, что написать жалобу на пристава может:

  • взыскатель;
  • должник;
  • иное лицо, чьи права и интересы были нарушены.
Заявителями могут выступать как физические, так и юридические лица, а регулируется судебное разбирательство КАС РФ и АПК РФ в зависимости от статуса истца.

Куда подается жалоба на действия судебного пристава-исполнителя?

По вопросу обжалования действий сотрудника ФССП можно обратиться:

  • к вышестоящему судебному приставу-исполнителю либо его заместителю (проконсультироваться по поводу того, кому именно следует направить жалобу в конкретном отделе можно, позвонив на горячую линию ФССП по номеру телефона 8-800-250-39-32);
  • в прокуратуру (в порядке направления жалобы в отношении учреждений и государственных органов, нарушающих права граждан);
  • в суд (общей юрисдикции или арбитражный суд).

Можно ли подать в суд на судебных приставов за бездействие?

Поскольку бездействие приравнивается к действию госоргана так же, как и вынесение неправомерного акта, его можно обжаловать посредством обращения в прокуратуру, к руководителю ФССП или в суд.

Иск на судебного пристава на бездействие подается в порядке, установленном КАС РФ.

При этом не запрещается одновременно направить заявление вышестоящему приставу и написать жалобу в прокуратуру. Содержание у этих документов почти одинаковое — отличие лишь в наименование органа, куда они направляются.

Бездействие означает, что судебный пристав-исполнитель не осуществил свою должностную обязанность, возложенную на него в силу закона. Ответственность за бездействие наступает при:

  • невыполнении исполнительных действий по работе с должником (физическим лицом) в течение долгого времени;
  • пропуске приставом срока взыскания долга;
  • необоснованном отказе в ознакомлении с материалами исполнительного производства;
  • принудительном взыскании задолженности без предоставления возможности добровольного погашения долга.
В случае доказательства факта неисполнения обязанности, в пользу заинтересованного лица выносится решение суда о признании бездействия судебного пристава незаконным. Более того, в ряде случаев не исключено привлечение сотрудника ФССП по 293 статье УК РФ «Халатность».

В какую прокуратуру обращаться с жалобой на судебного пристава?

Жалоба направляется в прокуратуру района или города, в котором проживает заявитель (по месту его жительства). Разрешается направить документ лично, заказным письмом через Почту России или подать в электронном виде на официальном сайте прокуратуры региона нахождения заявителя.

Если после жалобы в прокуратуру приставы предоставили отписку, следует повторно направить жалобу руководству в ФССП, находящемуся выше того сотрудника, от имени которого заявитель получил ответ. К новой жалобе нужно приложить копию первого письма и ответа на него, а также продублировать этот пакет документов в адрес прокуратуры.

Каков порядок обжалования действий судебного пристава-исполнителя?

Для начала заявителю нужно определиться с тем, каким способом он планирует обжаловать действия пристава (вышестоящему должностному лицу, в прокуратуру или в суд). В зависимости от этого форма жалобы будет в виде обычного заявления или административного иска.

Содержание жалобы вышестоящему должностному лицу и в прокуратуру практически одинаковое. В законе нет четких правил, которым должен соответствовать документ, тем не менее, в текст необходимо включить:

  • наименование органа (региональное управление ФССП или прокуратуры);
  • сведения о заявителе и приставе, чьи действия обжалуются;
  • адреса места жительства заявителя или его представителя;
  • перечень оснований, дающих лицу право на обжалование действий;
  • требования заявителя;
  • перечень прилагаемых документов (если есть);
  • дату и подпись заявителя.

Пакет документов направляется в соответствующий госорган, после чего жалоба рассматривается в течение установленного законом срока (проводятся проверки, направляются запросы и т.п.).

Каким бы ни было решение рассматривающего органа, он обязан выдать заявителю письменный ответ с обоснованием причин удовлетворения жалобы или отказа.

В случае обращения в суд, потребуется составить административный иск по правилам, установленным статьей 220 КАС РФ. В нем необходимо указать следующую информацию:

  • наименование суда, куда подается документ;
  • информацию об административном истце и административном ответчике (Ф.И.О. или наименование заявителя, данные о судебном приставе-исполнителе, действие которого обжалуется);
  • «шапку» заявления;
  • описание ситуации (дату возбуждения исполнительного производства, его стороны, неправомерные действия пристава и т.п.);
  • ссылки на нормы закона, нарушенные ответчиком;
  • прошение признать действия незаконными;
  • приложение к иску – документы, относящиеся к делу и доказывающие позицию истца (копии административного иска, постановления о возбуждении исполнительного производства и обжалуемое постановления, а также иные документы);
  • дата составления заявления и подпись истца.

Согласно статье 19 КАС РФ, дела об оспаривании действий судебных приставов подсудны районным судам, поэтому административный иск надлежит направить в соответствующую инстанцию по месту исполнения сотрудником своих должностных обязанностей.

Госпошлина за обжалование действий судебного пристава в суде не взимается.

После принятия иска судьей назначается дата судебного заседания, на которое вызываются все участники процесса. Дальнейшая процедура рассмотрения дела стандартна: заслушивание позиций сторон, анализ поданных документов, представление дополнительных бумаг (по требованию суда). Завершается дело вынесением решения в пользу одной из сторон.

Если истцу было отказано в удовлетворении иска, он может пожаловаться на принятое решение в порядке апелляционного производства. На подачу жалобы дается 1 месяц с момента принятия решения в окончательной форме. В случае положительного решения следует дождаться его вступления в законную силу, после чего судебный пристав-исполнитель обязан в течение 1 месяца исполнить его и известить об этом истца.

Что нужно знать о сроках?

Законодательство устанавливает относительно небольшой срок для направления жалобы на действие (постановление) судебного пристава-исполнителя и для предоставления вышестоящим сотрудником ответа на заявление. В частности, сроки закреплены в статье 226 КАС РФ и 122-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Для обжалования постановления судебного пристава исполнителя, заявитель должен успеть направить жалобу в течение 10 дней со дня вынесения обжалуемого постановления, совершения действия должностным лицом или установления факта его бездействия. Срок обжалования действий судебного пристава исполнителя по КАС РФ также равен 10 дням.

Если лицо не было извещено о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десятидневного срока, начинающегося с момента, когда он узнал о неправомерности.

На рассмотрение жалобы на действия пристава прокурором или вышестоящим судебным приставом отводится аналогичный срок, равный 10 дням с момента поступления документа. Этот же период времени предоставляется суду для рассмотрения административного иска и принятия по нему решения (со дня его поступления в суд). В некоторых сложных делах данный срок может быть продлен председателем суда на срок до 1 месяца.

Следует учитывать, что при одновременном направлении жалобы в ФССП в порядке подчиненности и заявления в суд, последний приостановит срок ее рассмотрения до момента вынесения решения.

Ситуаций, когда приходится оспаривать действия сотрудников ФССП, достаточное количество. Если приставы не возвращают деньги, не работают над взысканием долга или вовсе принимают незаконные решения, следует незамедлительно написать жалобу и направить ее в соответствующую инстанцию.

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам кредитов, долгов и банкротства, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 110-71-84

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 407-15-68

Также вы можете задать вопрос онлайн-консультанту:

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам кредитов, долгов и банкротства, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 110-71-84

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 407-15-68

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Нажимая на кнопку «Отправить комментарий» вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных.

Please enter your name here