Любые нарушения в обслуживании клиента, допущенные сотрудниками кредитно-финансовой организации, могут стать предлогом для подачи официальной жалобы руководству компании. В случае игнорирования такого обращения клиент имеет право обратиться в вышестоящую надзорную инстанцию — Центральный банк РФ.

В некоторых случаях жалоба в ЦБ РФ на действия банка становится единственным вариантом разрешения проблемы в ситуации взаимодействия клиента с финансовой организацией, поэтому крайне важно знать, как правильно ее составить и подать.

Жалоба в ЦБ РФ на действия банка

Жалоба на банк: куда обращаться?

В самом начале следует прояснить: на законодательном уровне нет точного и исчерпывающего перечня ситуаций, при которых уместна подача официальной жалобы на действия сотрудника банковской организации. Клиенты финансовой организации имеют право обращаться при обнаружении тех или иных нормативных нарушений в отношении обслуживающегося здесь лица. К наиболее распространенным причинам подачи претензионных обращений клиентов относятся ситуации, связанные с:

  • операциями с личными счетами без ведома и разрешения владельца;
  • внесением корректив в договора с клиентами в одностороннем порядке;
  • безосновательным увеличением процентных ставок по кредитным программам;
  • передачей персональных сведений о клиенте третьим лицам;
  • навязыванием дополнительных сервисов;
  • отсутствием квалификации у работника банка.

Руководство банка – это первая инстанция, кому клиент организации должен адресовать свое претензионное обращение по поводу той или иной ситуации, вызвавшей конфликт. Ряд проблемных ситуаций может быть разрешен уже после вмешательства руководящих органов и проведения служебного расследования.

Поводом для служебного расследования конфликтной ситуации могут стать даже сообщения, которые содержит Книга жалоб (на каждом отделении она должна быть оформлена в соответствии со всеми стандартами работы организации, предоставляющей услуги для населения).

Если обращение к руководству финансовой организации не принесло результатов, гражданин имеет полное право на отстаивание справедливости посредством подачи жалобы в Роспотребнадзор, в Федеральную антимонопольную службу, в прокуратуру, на сайт «Банки.ру».

Органы прокуратуры будут рассматривать заявление от гражданина лишь в том случае, если в излагаемой проблемной ситуации имеются признаки уголовного правонарушения.

Когда следует жаловаться в ЦБ РФ?

Центральный банк является высшим надзорным органом, который контролирует банки РФ. Одна из его ключевых компетенций – постоянный мониторинг кредитно-финансовых операций, совершаемых всеми участниками банковского рынка в России, а также контроль за строгим соблюдением законодательных норм, в том числе и тех, что, непосредственно, касаются обслуживания клиентов.

Претензионное письмо, направляемое на рассмотрение в Центробанк РФ, является эффективным инструментом для защиты прав клиента в том случае, если финучреждение игнорирует жалобу в течение месячного срока с момента ее подачи. Обращаться в ЦБ гражданин может и в тех случаях, если решение (ответ) банка не удовлетворяет его заявленные требования.

Как подать жалобу?

Оформить и направить претензионное письмо в Центробанк граждане РФ могут одним из нескольких способов:

  1. посетить лично территориальное представительство ЦБ РФ;
  2. отправить онлайн-запрос через интернет-приемную;
  3. направить заказное письмо.

Если гражданин намерен обратиться с претензионной жалобой в надзорное ведомство лично, ему следует оставить документ в канцелярии представительства Центрального банка. На предварительно подготовленной копии письма сотрудник канцелярии должен зафиксировать пометку о приеме оригинала претензии.

Сандуновский переулок, 3, строение 1 – адрес Центробанка России в Москве. Для жалоб можно обращаться с понедельника по четверг с 10:00 до 16:00, предварительно записавшись на прием. Узнать координаты региональных офисов главного надзорного органа в банковской сфере можно на официальном сайте Центробанка.

Онлайн

Онлайн-подача жалобы – наиболее простой и доступный способ подачи претензии на деятельность банка. Для этих целей официальный сайт ЦБ предлагает гражданам воспользоваться специальной опцией под названием «Интернет-приемная».

Алгоритм подачи жалобы онлайн реализуется в несколько шагов.

  1. Выбор опции «Подать жалобу» в Главном меню «Интернет-приемной».
  2. Выбор темы жалобы при помощи подсказок.
  3. Указание организации, с которой связано обращение, а также ввод номера клиентского договора.
  4. Детальное описание сути проблемы и приложение дополнительных файлов (если такие имеются).
  5. Внесение персональных данных (ФИО, адреса регистрации, СНИЛС), контактов для связи, а также выбор предпочтительного канала коммуникации.

После обработки заявки службами Центробанка РФ ответ на данное обращение поступает в течение 30 дней с момента подачи.

Заказным письмом

Письменная жалоба может быть отправлена заказным письмом с обязательным уведомлением о вручении адресату. Претензии от граждан принимаются по адресу ЦБ в Москве: ул. Неглинная, 12, 107016.

Рекомендуется направлять письменные обращения и в главный московский офис, и в региональное представительство Центробанка.

Как правильно написать заявление?

Претензионные письма могут быть составлены в свободной форме с соблюдением норм деловой переписки. Структура документа может выглядеть следующим образом.

  • Шапка документа: наименование организации, куда направляется жалоба, и чуть ниже – реквизиты заявителя (ФИО, адрес проживания, контактные данные).
  • Основная часть: развернутое изложение сути проблемы, где имеют место нарушения, послужившие поводом для обращения в Центробанк. После изложения фактажа заявитель описывает перечень конкретных требований по устранению проблемы. В письме также дается перечень документов, подтверждающих факт нарушения прав клиента банка (их следует приложить к заявлению).
  • Изложенное визируется личной подписью заявителя, указывается дата.

Где найти образец?

Скачать пример данного документа вы можете здесь: https://yadi.sk/i/0DDbinXDMi2ECg

Таким образом, будучи главной надзорной структурой в российской банковской сфере, Центробанк РФ реализует меры, направленные на защиту клиентов от неправомерных действий российских финучреждений. На основании письменного онлайн-заявления службы Центрального банка проводят расследование проблемной ситуации, определяют обоснованность выдвигаемых заявителем притязаний и выносят решение, обязательное к исполнению банком-нарушителем.

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам кредитов, долгов и банкротства, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 110-71-84

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 407-15-68

Также вы можете задать вопрос онлайн-консультанту:

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам кредитов, долгов и банкротства, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 110-71-84

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 407-15-68

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Нажимая на кнопку «Отправить комментарий» вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных.

Please enter your name here