Валерий Дибров
Автор статьи
Валерий Дибров
Главный редактор сайта Dolg-FAQ.ru. Окончил РЭУ им. Г.В. Плеханова по специальности Юриспруденция (Факультет экономики и права). 12 лет работает юристом в сфере банкротства физических и юридических лиц.
Время чтения: 4 минут(ы)

Более часто эту задолженность называют государственным долгом. Сумма госдолга включает практически все долговые обязательства государства. В него входят долги по госзаймам (выпущенным и непогашенным), в том числе и начисленные по ним проценты. 

От того, на каком рынке размещен займ, его валюты и иных критериев, различают государственный долг внутренний и внешний. В его структуру включены задолженности правительства (на которые, как правило, приходится самая значительная часть долговых обязательств, а также долги местных органов власти и госпредприятий.

Что такое государственный долг?

По итогам прошлого, 2020 года, государственный долг Российской Федерации составил 18,99 трлн. рублей, т.е. за год он увеличился практически на 40%. По отношению к валовому внутреннему продукту госдолг составил 17,8%. Как показывает статистика, предоставленная Счетной палатой, госдолг продолжал рост и в первой половине нынешнего, 2021 года, и на сегодняшний день составляет около 20 трлн. рублей, или примерно 17% от планируемой величины ВВП.

Общие моменты

В самом общем понимании, государственный долг представляет собой сумму средств, которые одалживает само государство в лице правительства страны. Они необходимы для оплаты текущих расходов. Госдолг России включает в себя внутренние и внешние задолженности федерального правительства, региональные и муниципальные долги.

Собственно чистый государственный долг — это средства, которые бы остались в распоряжении страны, если бы все ее кредиторы одновременно попросили бы возвратить эти деньги. В том случае, если бы сумма получилась отрицательной, то это и есть госдолг. Он характеризует нехватку денежных ресурсов, включая резервы, для закрытия всех своих обязательств. Положительная величина — наоборот, указывает на имеющиеся возможности государства продолжать выполнять свои обязательства.

Следует отметить, что в развивающихся экономиках отрицательный чистый государственный долг встречается довольно редко. В частности, в Российской Федерации он сформировался в 2019 году, причем это было сделано преднамеренно, т.к. правительство страны копило необходимые резервы и жестко поддерживало долговую дисциплину на фоне постоянно вводимых санкций государств запада. Однако, пандемии и снижение цен на нефть привели к тому, что государственный долг стал возрастать и уже к середине прошлого года превзошел ликвидные государственные резервы.

Кому должно государство и как выплачивается долг

По данным Росстата, на 01.05.2021 г. величина внутреннего долга России составляет ок. 15,83 трлн. рублей, а внешнего — примерно 56,5 млрд. долларов.

Внешняя часть госдолга — это обязательства перед зарубежными государствами. К ней также относят задолженности перед различными международными организациями и иными частными иностранными инвесторами. Внутренний долг характеризует задолженность перед субъектами, к которым относят население страны, негосударственные организации, фонды и компании. Так, негосударственный пенсионный фонд накапливает ресурсы своих клиентов, после чего приобретает на эти деньги ценные бумаги. Российские граждане также могут покупать облигации федерального госзайма (ОФЗ-н), но в качестве основного источника заимствований государства, их не считают.

Погашение госдолга

Каждое государство вырабатывает и проводит собственную, наиболее подходящую только ему, политику погашения госдолга. Платежеспособность можно оценивать по целому ряду оснований и критериев, но главным считается накопленная сумма ликвидных активов. К ним относятся, прежде всего, рублевые и валютные счета федерального правительства, которые размещены в Центральном банке России и коммерческих банках. На начало мая нынешнего года, объем таких депозитов составил ок. 10,6 трлн. рублей (размещенных в Центробанке) и примерно 16,3 трлн. рублей (размещенных по всем учреждениям банковской системы).

Величина государственного долга является макроэкономическим показателем и не дает повода особо беспокоиться из-за нее. Например, в 2020 году государственный долг изменялся, и все эти колебания показывали, сколько финансов федеральное правительство берет в долг для решения проблем с последствиями пандемии, устранения дисбаланса бюджета, вызванного колебаниями цен на нефтяном мировом рынке.

Более наглядно ситуацию с госдолгом отражает соотношение его величины к ВВП страны. Сотрудники Всемирного банка еще около 10 лет тому назад установили такую закономерность: долг становится проблемой для государства при размере в 77% от ВВП. 

Сегодня, большинство стран мира законодательно устанавливают предельную величину государственного долга. Но нередко, эта планка может повышаться, причем делается это не по причине экономической целесообразности, а достаточно произвольно, конъюнктурно, по иным мотивам. Такая политика характерна США, которые регулярно повышают предельное значение своего госдолга. На сегодняшний день он составляет 28,1 трлн. долларов, а объем ВВП равен 21,48 триллионам, т.е. соотношение превышает 100%. Кроме того, долг США является самым крупным среди всех стран мира в абсолютных числах.

Комментарии

Россия в целях преодоления последствий пандемии достаточно резко увеличила заимствования в 2021 году. Рост госдолга запланирован до 20,4% от объема ВВП, в следующем предполагается, что он составит 20,8%, еще через год — 21,4%. По мнению экспертов, такие значения демонстрируют, что показатель госдолга сохраняется на безопасном уровне. Он же является и одним из наименьших среди равнозначных по уровню развития стран. Планов увеличивать размер госдолга после 2023 года у правительства страны нет.

Как сказал министр финансов А.Г. Силуанов, за прошлый год размер госдолга вырос на 5,4 трлн рублей, что не превышает уровень безопасности для экономики страны. Такая политика была вызвана экстраординарными обстоятельствами, связанными с внешними факторами и пандемией.

Показателем безопасного размера государственного долга служит не только его общая сумма, но и рациональная цена обслуживания. Она должна быть такой, чтобы, с одной стороны, не снижать возможности получения кредитных денег, а с другой — не заставлять использовать бюджетные средства, выделенные на другие цели.

Вам помогла эта статья? Будем благодарны за оценку:
3 0