Многие должники, которым пришлось столкнуться с коллекторами, могли сами себе причинить большой вред из-за незнания своих прав и законов, разработанных для защиты от беспредела коллекторских агентств (КА). Несмотря на продолжительный опыт работы КА в России, их деятельность начала регулироваться лишь недавно. В настоящее время Гражданский и Уголовный кодексы РФ ограждают заемщиков от неправомерных действий коллекторов и предлагают методы, позволяющие узнать, как вести себя с коллекторами .
Содержание
Кто такие коллекторы?
Профессия коллектора считается молодой и ей на сегодняшний день, к сожалению, не обучают. Однако к соискателям этой должности КА предъявляют определенные требования. В первую очередь это касается знания финансового или банковского дела, нередко приветствуется образование психолога.
Главная цель этих учреждений – самостоятельное внесудебное взыскание долга (но это не исключает возможности подачи в суд на заемщика). Задолженность неплательщика может быть выкуплена у банка коллекторами или же банк может обратиться к услугам агентства за временным оказанием услуг.
Действия КА не могут выходить за рамки закона. В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 №230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» КА могут:
- звонить в определенное время ограниченное количество раз (в будние дни – с 8 до 22 часов, в праздничные и выходные дни – с 9 до 20 часов; звонки могут осуществляться не более 1 раза в сутки, 2-х раз в неделю и 8 раз в месяц);
- направлять смс-сообщения, текстовые, голосовые или другие виды сообщения, передаваемые по электросетям;
- проводить личные встречи с заемщиком (не более 1 раза в неделю).
Как вести себя с коллекторами по телефону, если ты должник?
Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) советует заемщикам не избегать общения с взыскателями, приводя в качестве аргументов негативные последствия уклонения от контактов и уплаты долга (увеличение размера задолженности, проблемы трудоустройства, осложнение кредитной истории, уголовная ответственность и пр.).
Но, несмотря на защиту заемщиков, не все взыскатели могут действовать в рамках закона, поэтому при общении по телефону:
- ведите аудиозаписи всех разговоров с представителями КА, перед началом диалога предупредите о его записи;
- если коллектор не представился, попросите его это сделать, а также узнайте название агентства, где он работает (по возможности убедитесь в наличии такой организации в реестре КА);
- запросите у сотового оператора распечатку входящих звонков, если взыскатели звонят в неположенное время или чаще, чем это предусмотрено соответствующим законом;
- пресекайте попытки грубого общения, напоминая о Вашем праве обратиться в правоохранительные органы;
- не сообщайте свои персональные данные;
- не удаляйте сообщения, если в них содержатся угрозы.
Могут ли коллекторы приехать?
Коллекторы на законном основании могут встречаться с должником. Встречи могут происходить в офисе организации, на нейтральной территории или на месте жительства заемщика.
Домой
Взыскатели вправе без решения суда приезжать домой к заемщику, однако последний может не впускать их.
На работу
Взыскатели могут приезжать на место работы, но стоит помнить, что они не имеют права разглашать посторонним лицам личную информацию заемщика, а также оскорблять его. На законных основаниях они вправе спросить о местонахождении должника и без третьих лиц переговорить с начальником, который имеет основания не сообщать каких-либо сведений.
Что делать, если пришли коллекторы?
При встрече с коллекторами необходимо попросить показать удостоверения, чтобы убедиться, что это сотрудники КА. Также взыскатели обязаны предоставить копию документа, подтверждающего их право требовать возврата долга. При этом заемщику следует сфотографировать эти бумаги, а также фиксировать на аудио- или видеоаппаратуру встречу с коллекторами.
Несмотря на то, что представители агентства могут приехать домой, должнику не следует пускать их внутрь. При попытке сотрудников организации попасть в помещение нужно вызвать полицию.
Не стоит отдавать денежные средства в часть долга взыскателям, даже если они готовы предоставить квитанцию или чек. Если долг принадлежит банку, то необходимо сделать перевод на его счет, как это делалось раньше до потери платежеспособности. В случае выкупа задолженности КА, стоит приехать в офис учреждения и совершить платеж.
Каждый гражданин должен помнить, что его права и интересы защищены от произвола КА законом. Любые угрозы коллекторов насчет взыскания имущества или проведения дознания беспочвенны, поскольку эти сотрудники не наделены такими полномочиями. А заемщик в свою очередь в установленном порядке может отказаться от какого-либо взаимодействия с взыскателями.