Около трети граждан России испытывают трудности с оплатой коммунальных платежей. Иногда это связано с объективными причинами – потерей стабильного дохода, продолжительной болезнью или иными проблемами, а иногда жилец попросту уклоняется от погашения долга. Однако взыскание задолженности за коммунальные услуги – головная боль организации, предоставляющей услуги.

Даже через два месяца после прекращения оплаты ЖКХ, руководитель управляющей компании вправе обратиться в суд. Но в большинстве случаев сотрудники коммунальных служб стараются урегулировать сложную ситуацию в досудебном порядке.

Взыскание задолженности за коммунальные услуги

Типы задолженностей

Существует две разновидности задолженностей по оплате коммунальных услуг.

  • Текущая – актуальная в пределах установленного законом срока. Это значит, что срок погашения ее пока не истек. Пример: по жилищному кодексу, принятому в РФ, гражданин обязан уплатить за услуги (ЖКУ) до 10 числа следующего (за предыдущим, уже оплаченным сроком) месяца. Если этот период уже наступил, то по определению текущая задолженность присутствует. Но факта нарушения пока нет.
  • Просроченная – не погашенная в установленный срок. Иными словами, десятое число прошло, а жилец так и не оплатил услуги, которыми пользовался.

По степени ожидания возврата средств задолженности делят на:

  • те, погашение которых возможно в течение 2-3 календарных месяцев;
  • долги, которые (возможно) погасят в срок до года;
  • слабо ожидаемые – если до момента погашения может пройти более года или погашение не ожидается.
Главным критерием считается факт возможности взыскания долга по законам РФ.

Законодательная база

По Жилищному кодексу России (статья 153) собственники и наниматели муниципального жилья обязаны оплачивать коммунальные услуги вовремя. Это нужно делать каждый месяц. Также этот закон распространяется на:

  • арендаторов государственного жилого фонда;
  • членов жилищных кооперативов;
  • застройщиков, которые не передали еще права собственности на объекты недвижимости другим лицам.

Для нарушителей кодекса предусмотрены наказания в виде пени. Порядок расчетов регламентируется Федеральным законом №307-ФЗ.

Срок давности

Если управляющая компания не предприняла никаких действий, чтобы взыскать пропущенные платежи с гражданина, допустившего просрочку, то через три года бездействия получить долг будет невозможно в связи с истечением срока давности.

Одна из сторон (жилец-неплательщик) должна написать ходатайство для применения этого правила. Бумага направляется в суд, но представитель компании вправе подать прошение о восстановлении первоначального срока (3 года) в связи с необходимостью защиты своих прав. Придется лишь доказать, что срок был пропущен по уважительным причинам, а в данном случае сделать это будет сложно.

Способы взыскания

Есть два варианта действий для получения задолженности:

  1. процедура досудебного разбирательства;
  2. обращение в суд с иском.

Представитель коммунального ведомства должен соблюдать именно такую очередность (ст.131 -132 ГПК РФ).

Ряд организаций публикует списки должников на общедоступных ресурсах – в СМИ, интернете, на досках объявлений (возле домов). Иногда проблему удается решить и таким образом, не прибегая к судебным тяжбам.

Досудебное разбирательство

Претензия – документ, цель написания и отправки которого состоит в оповещении неплательщика о том, что он нарушает заключенное ранее соглашение. Единого образца (бланка) этой бумаги в РФ не существует. Учреждения используют свои собственные. В них присутствует следующая информация:

  • данные организации (наименование, фактический адрес);
  • сведения о неплательщике;
  • подробная информация о пунктах соглашения, которые жилец нарушил – в данном случае это касается нарушения оплаты услуг ЖКХ;
  • какое выдвигается требование, срок его исполнения;
  • сумма, которую неплательщик должен выплатить на момент написания претензии;
  • план действий руководства управляющей компании в случае дальнейшего игнорирования гражданином пунктов договора;
  • дата составления бумаги, оттиск печати и подпись ответственного лица.
Документ отсылается жильцу заказным письмом. Срок действия претензии составляет 30 суток. Оппонент должен получить бумагу и успеть отреагировать на нее до следующего шага – суда.

Кроме стандартной претензии должникам отправляют уведомления, в которых неплательщика уведомляют о том, что в предоставлении части услуг ему будет отказано полностью или частично. Некоторые руководители коммунальных служб и управляющих компаний предлагают гражданам, попавшим в трудную ситуацию, погасить задолженность частями по особому графику.

Обращение в суд

Если ничего не помогло и гражданин продолжает игнорировать требования учреждений ЖКХ, то руководитель (с участием юриста) оформляет иск.

В нем указываются:

  • данные учреждения (истца);
  • сведения о должнике (ответчике);
  • исковые требования – сумма задолженности, пени, пошлину и прочие расходы (оплата услуг адвоката);
  • работу сотрудников ведомства, которые осуществляли отключение жилья от коммуникаций;
  • печать, виза руководителя.

К иску прикладывают копии досудебной претензии, уведомлений, отосланных ранее оппоненту, выписки со счета, доказывающие отсутствие платежей и квиток об оплате пошлины. Величина задолженности не влияет на возможность коммунальных служб подавать исковое заявление.

Вместо полноценного иска истец имеет право подать заявление о выдаче судебного приказа – это упрощенная процедура, не требующая вызова ответчика (и даже истца) к судье. Бумага подается в судебный секретариат и представитель закона, изучив его издает приказ о взыскании, но при условии, что:

  • сумма задолженности не более полумиллиона рублей;
  • у истца есть подтверждение неуплаты.

Ситуация касается любых не оплаченных услуг: водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, телефонной связи.

Гражданин должен либо начать выплаты, либо отменить документ. Если он решит согласиться с требованиями, то придется оплатить судебный приказ о взыскании задолженности ЖКХ (пошлину).

Если ответчик, получивший судебный приказ, не отменил его (на это дается 10 суток), то судебные приставы начинают взыскание задолженности за коммунальные услуги по судебному приказу, а именно:

  • проводят изучение финансового положения ответчика;
  • обеспечивают возврат суммы задолженности истцу.

Несогласие ответчика с требованиями истца является основанием для отмены судебного приказа. Никаких доказательств предъявлять на данный момент не требуется. В итоге судьей должен быть вынесен вердикт об отмене документа, возражение истца во внимание при этом приниматься не будет.

По НК РФ (статья 333.19) размер государственной пошлины устанавливается в зависимости от размера исковых требований.

  • до 20 000 р. – 4% от суммы долга, но не меньше 400 р.;
  • от 20 001 р. до 100 000 р. — 800 р. плюс 3 % суммы, превышающей 20 000 р.;
  • от 100 001 р. до 200 000 р. — 3 200 р. плюс 2 % суммы, превышающей 100 000 р.;
  • от 200 001 р. до 1 000 000 р. — 5 200 р. плюс 1 % суммы, превышающей 200 000 р.;
  • свыше 1 000 000 р. — 13 200 р. плюс 0,5% от суммы, превышающей 1 000 000 р., всего не более 60 000 р.
А если в заявлении истца содержится просьба о формировании только судебного приказа, то размер пошлины уменьшается на 50%.

Другие способы давления на должников

Также в качестве воздействия на должника могут быть использованы следующие методы.

  • Пени – штрафные санкции за нарушение условий соглашения. Закон четко прописывает их размер. Основами для расчета принимают сумму задолженности и актуальную ставку рефинансирования Центрального банка РФ.
  • Отключение. Если жилец использует коммунальные услуги, но не оплачивает их, то управляющая компания вправе ограничить или прекратить их предоставление. Это не касается отопления и подачи холодной воды.
  • Коллекторы. Руководители коммунальных служб могут инициировать обращение в коллекторское агентство, но в соответствии с Определением Верховного суда РФ от 14.08.2017 № 310-ЭС17-10459 такое действие будет признано незаконным.
  • Выселение. Самая жесткая мера, применяемая к особо злостным нарушителям договоров об оказании коммунальных услуг. Такое наказание возможно, если неплательщик обитает в муниципальном жилье, но ему должно быть предоставлены апартаменты меньшего размера – выбрасывать людей на улицу закон пока запрещает. Если же нарушитель – собственник единственной квартиры, отобрать у него недвижимое имущество не удастся.

Если гражданин, являющийся неплательщиком, умер, то это вовсе не означает, что задолженность будет списана. Лица, вступившие в наследство, обязаны помимо имущества принять и долги усопшего. Если же таковых не найдется, или наследник откажется от причитающегося ему по праву, то средства вернут чрез суд, распродав собственность покойного.

Образцы документов

Претензия

Скачать шаблон претензионного письма должнику вы можете здесь: https://yadi.sk/d/EtIkyl5Z3Y7A73

Исковое заявление

Пример иска мы поместили сюда: https://yadi.sk/i/dngguinrMxzmhg

Судебный приказ

Заявление о выдаче судебного приказа выглядит так: https://yadi.sk/i/C7hpS7aRbh3lUA

Заявление на отмену судебного приказа

Образец данного документа находится по ссылке https://yadi.sk/i/lITjhNNJvPic7w

 

Таким образом, современные законы сильно ограничивают возможности истцов взыскать долги с неплательщиков, поэтому часто им приходится обращаться в компании, предлагающие услуги по взысканию задолженности за коммунальные платежи. Это не всегда законно и оборачивается длительными судебными разбирательствами. Однако законодательные органы постоянно совершенствуют систему в сторону ужесточения.

Возможно, в ближайшем будущем появятся методы по разрешению конфликтов, устраивающие обе стороны.

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам кредитов, долгов и банкротства, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 110-71-84

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 407-15-68

Также вы можете задать вопрос онлайн-консультанту:

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам кредитов, долгов и банкротства, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 110-71-84

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 407-15-68